Психологическая подготовка к экзаменам

Дорогие выпускники!

Все мы учимся по-разному. У каждого из нас есть свои особенности, способы выполнения заданий, свои сильные и слабые стороны. Если мы осознаем, что является нашими сильными сторонами, а что – слабыми, то нам будет легче найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так, чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами.
Рассмотрим два важных аспекта учебной деятельности:
1. Каналы восприятия – это способы восприятия и переработки новой информации. Выделяют три канала:
визуальный, аудиальный и кинестетический. 
Визуалы: Я вижу!» 
·        Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет.
·        В учебе  больше опираются на визуально запомнившиеся страницы учебника или конспекта.
·        Наиболее эффективные методы: чтение, письмо, фильмы, работа на доске, работа с картинками и рисунками, работа с книгами, газетами, журналами, диктанты.
Аудиалы: «Я слышу!»
·        обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам.
·        В учебе больше опираются на материал, который услышали.
·        Наиболее эффективные методы: ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов, чтение вслух.
Кинестетики: «Я чувствую!»
·        Ощущения для таких людей первичны, а действия вторичны.
·        Обладают хорошей мышечной памятью.
·        В учебе больше опираются на собственный опыт, то, что сделали сами.
·        Наиболее эффективные методы: физические соревнования и игры, решение задач с использованием материальных предметов, проведение экспериментов, группы с переменным составом.
У каждого человека один канал восприятия является ведущим. Использование опоры на несколько каналов способствует лучшему усвоению информации.
2. Когнитивный стиль – это особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации.
Выделяют два основных когнитивных стиля – синтетический и аналитический.
Синтетики.
·        Объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете.
·        Созидают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют.
·        Детали не имеют для них значения.
Аналитики
·        Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам.
·        Они разбирают целое на части и стремятся найти различия.
·        Детали имеют большое значение.
·        Успешно применяют правила.
Что помогает учиться?
Синтетикам
·        Опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать схемы, опираясь на известные детали.
·        Выделение главной мысли, составление кроссвордов, работа посредством моделей, мозговой штурм.
Аналитикам
·        Виды деятельности, которые позволяют им углубиться в детали, проанализировать информацию, сделать выводы, работа по правилам.
·        Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы и т.п.), запоминание деталей.



Интересно узнать, кто Вы? Ответьте на вопросы.



Анкета
Оцените, насколько данные утверждения справедливы для вас, и проставьте цифры в соответствующие клетки таблицы:   
3 балла – абсолютно точно
2 балла – в большей степени
1 балл – незначительно
0 баллов – совсем не подходит
1.     В одежде и мебели для меня важен цвет.
2.     Долго помню то, что сказали.
3.     После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
4.      Стараюсь записывать важные детали, чтобы не забыть.
5.     Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
6.     Я не стану носить даже самую модную вещь, если она не удобна.
7.     Люблю рассматривать картины, красивые пейзажи и т.п.
8.     Мне помогает, если я рассуждаю вслух.
9.     Мне приятно, когда в лицо дует теплый ветерок.
10.                        То, что я вижу, запоминаю особенно хорошо.
11.                        Люблю слушать звуки природы,: шум дождя, моря и т.п.
12.                        Люблю потягиваться, разминаться.
13.                        Я лучше запоминаю то, что прочитал сам, чем то, что мне рассказывают.
14.                        Для меня важен голос собеседника.
15.                        Люблю, когда мне делают массаж.
16.                        Для меня важен внешний вид человека.
17.                        Люблю, когда читают вслух.
18.                        Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой.
19.                        Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
20.                        В шуме не могу сосредоточиться.
21.                        Лучше всего запоминаю, если могу при этом двигаться: ходить, двигать руками, ногами и т.д.
22.                        Люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для съемки.
23.                        Я лучше запоминаю то, что мне рассказывают, чем то, что я читаю сам.
24.                        Не могу долго сидеть или лежать на неудобной мебели.
 Таблица
№№
вопросов
 и
Баллы
Сумма баллов
1
4
7
10
13
16
19
22
2
5
8
11
14
17
20
23
3
6
9
12
15
18
21
24
Если максимальное количество баллов получилось в верхней строке, то вы – визуал. Если в средней, то вы – аудиал. Если в нижней – кинестетик.

Анкета
Вам предлагаются пары противоположных утверждений. Ваша задача – оценить, насколько они для вас справедливы. Если вам абсолютно подходит левое утверждение, обведите цифру 1. Если абсолютно подходит правое утверждение – цифру 10. Если оба утверждения вам в какой-то степени подходят, но одно больше, выберите соответствующую цифру и обведите ее. 
Мне очень помогает опора на личный опыт
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Мне помогает опора на теоретические знания
Я предпочитаю догадываться сам, без объяснения
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Я хочу, чтобы мне объяснили главную информацию
Мне легче найти сходства между двумя вещами
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Мне легче найти различия между двумя вещами
Для меня важнее понять основную мысль
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Для понимания смысла мне важнее знать детали
Я могу догадаться о значении иностранного слова по смыслу
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Я лучше проверю значение нового слова в словаре
Я лучше понимаю, когда мне объясняют материал в общем
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Я лучше понимаю, когда материал разбивают на части
Мне помогают образы и сравнения
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Мне лучше объяснять конкретно, напрямую
Составление плана мне только мешает, я все вижу в целом
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Составление плана очень помогает в работе
Мне легче работать, опираясь на примеры
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Мне легче работать, опираясь на правила
Я лучше понимаю примеры и иллюстрации
 1  2  3  4  5  6  7 8  9  10
Я лучше понимаю схемы и таблицы
Левый полюс анкеты (1) соответствует синтетическому стилю, а правый (10) – аналитическому. Возможны следующие варианты обработки анкеты:
1.                          Подсчет среднего балла. Чем ниже балл, тем более выражен синтетический стиль, чем выше – аналитический.
2.                          Подсчет количества ответов, больших и меньших, чем 5. Большее количество ответов, меньшее 5, соответствует синтетическому стилю, большее 5 – аналитическому.

До встречи на практических занятиях по подготовке к успешной сдаче ГИА,
Ваш школьный психолог, Светлана Владимировна. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий