ВПФ младших школьников



Внимание - это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Внимание обладает определёнными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей.
Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне, под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.
Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряжённой работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряжённой работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.
         Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углублённое изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Процедура проведения диагностики. 
Модификация корректурной пробы Бурдона (таблица Иванова-Смоленского) широко применяется в  школьной психодиагностике, благодаря простоте и надёжности отражения особенностей внимания, функционального состояния и работоспособности школьника, быстроте проведения исследования и объективности оценки выполнения задания. Методика может применяться как индивидуально, так и при групповом исследовании.
 Обследование по методике корректурной пробы проводится на специальных бланках с рядами расположенных в случайном порядке знаков букв. 
Школьник просматривает ряд за рядом и вычёркивает определённые, указанные в инструкции буквы. 
Продолжительность исследований по методу корректурной пробы обычно составляет 5–10 минут. 


На выполнение корректурной пробы упражняемость практически не оказывает значительного влияния, поэтому ее можно проводить неоднократно. 
Корректурная проба очень чувствительна к изменениям психического и физического состояния.

Количество ошибок, допущенных  в процессе работы,  показывающее возможность ученика сосредоточить внимание на работе:
До 5 ошибок – норма - концентрация сознания в процессе  работы в пределах нормы;
От 5 - до 10 ошибок - концентрация внимания снижена.
Свыше 10 ошибок - низкий уровень концентрации внимания при работе.
«Развитие внимания младших школьников»
Обучающие игры и развитие внимания
          При возможности играйте с ребёнком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр: картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элементы соревнования.
Тренировка распределения внимания
        Задание – вычёркивать в газетном тексте определённые буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие – либо другие буквы и т.д.). В это же время ставить аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой.
        Проверяется, сколько букв ребёнок пропустил при зачёркивании, и просят его рассказать, что он услышал и понял из сказки.
        Необходима длительная тренировка.
Тренировка объёма памяти
        При организации помощи ребёнку в выполнении домашнего задания необходимы следующие условия:
·        Отчётливое понимание ребёнком конкретной задачи выполняемой деятельности;
·        Привычные условия для выполнения уроков;
·        Возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков – стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз;
·        Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, громких звуков, запахов и т.д.). Лёгкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимание, даже усиливают его;
·        Тренировка произвольного внимания (путём повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у сына или дочери наблюдательность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий