5 ноября состоялась первая встреча - семинар с родителями дошкольников.
Кризисные периоды в жизни ребенка
Кризисные периоды в жизни ребенка
Проявление кризиса - ребенок перестает быть ребенком в
полном смысле этого слова. Он уже не говорит все, что думает, и эмоционально
реагирует на происходящее.
а. Кризис семи
лет - связан с моментом поступления в школу и как следствие
изменением места ребенка в социуме. В определенный момент ребенок переживает психологический
дискомфорт, связанный с изменением места ребенка в социуме.
b. Для ребенка значимой становится новая
общественная роль – роль школьника, поскольку учебная
деятельность высоко ценится взрослыми.
c. Система ценностей ребенка меняется.
Прежние ценности, связанные с игрой, уступают место учебе и, в особенности, школьным
оценкам.
d. В этом возрасте ребенок утрачивает
непосредственность поведения, начинает по-другому мыслить. Ребенок в семь лет
уже понимает и осознает собственные переживания, способен обобщить свои
предпочтения.
e. Только теперь он может сам определить,
что ему нравится, а что нет, не опираясь при этом на точку зрения взрослого.
Можно сказать, что ребенок испытывает потребность занять новую социальную
позицию, и отсрочка этого перехода может спровоцировать кризис.
Признаки кризиса семи лет:
1. Манерничанье и кривляние.
2. Пауза.
3. Спор.
4. Непослушание.
5. Хитрость.
6. «Взрослое поведение».
7. Требовательность.
8.
Потеря
непосредственности.
Все описанные симптомы связаны с
противопоставлением себя правилам, которые сформировали родители.
Нередко более высокую ступень развития, которой
ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к
школьному обучению.
Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе
показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.
Главное новообразование:
формирование мира внутренних переживаний и стремление
занять новую социальную позицию.
Общественно-значимую, общественно-оцениваемую. Позиция – школьник.
Кризис 6 - 7 лет завершается
переходом к школьному обучению.
В
чем особенность кризиса 6-7 лет?
1. Это
единственный кризис, когда изменение ССР происходит по предписанию Министерства
Образования.
2. При переходе
к школьному обучению перед ребенком ставятся задачи, превышающие его
возможности.
Как вести себя родителям?
Столкнувшись с негативным поведением
ребенка, родители поначалу проявляют настойчивость, их слова становятся громче,
требования – жестче.
На этом этапе взрослый ищет пути для установления
взаимопонимания с ребенком.
Вот несколько советов как ускорить прохождение
негативного этапа:
·
Следует понять,
что негативные проявления кризиса семи лет – это попытка ребенка вести себя
«как взрослый», то есть не так, как он вел себя, пока был «маленький».
·
Найдите баланс
между самостоятельностью ребенка и сложившимися семейными
традициями.
·
Помните, что
ребенок нуждается в вашей реакции на его поведение. Одобряйте его самостоятельность,
при этом ограничивайте рискованные инициативы ребенка.
·
Ни абсолютный
контроль, ни полное попустительство не приведут к успеху!
·
Приучайте ребенка
к осознанию ответственности: любое действие имеет свои
последствия.
·
Если ребенок
занят делом и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь!
·
Позвольте ребенку
встретиться с негативными последствиями его поступков. Этим вы
дадите ребенку шанс повзрослеть. Например, если ребенок не торопится к обеду,
предложите ему самостоятельно подогреть суп, когда ребенок явится на кухню.
Даже если ваш ребенок в данный период времени невыносим, помните о том, что это ваш ребенок!
Никогда не лишайте его эмоциональной
поддержки, даже если его поведение не вызывает у вас одобрения.
Помните, что взаимопонимание
– это двусторонний процесс.
Не
бойтесь делиться с ребенком своими трудностями.
Базовая
потребность – уважение.
Новообразованием кризиса 7 лет является возникновение
личного сознания и конкретной самооценки, комплексы готовности к школьному
обучению:
1. Коммуникативная готовность.
2. Когнитивная готовность.
3. Уровень эмоционального развития.
4. Технологическая оснащённость. Имеется в
виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе.
5. Личная готовность.
У дошкольника складываются основные структуры
личности:
1. Притязание личности
2. Формирование Я - концепции.
3. Перспективы личности у ребёнка связаны с его образом взрослости.
4. Формирование иерархии побуждений, иерархии
мотивов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий