среда, 6 ноября 2013 г.

Кризисные периоды в жизни ребенка «Кризис шести - семи лет»

5 ноября состоялась первая встреча - семинар с родителями дошкольников.
Кризисные периоды в жизни ребенка
Проявление кризиса - ребенок перестает быть ребенком в полном смысле этого слова. Он уже не говорит все, что думает, и эмоционально реагирует на происходящее.
а. Кризис семи лет - связан с моментом поступления в школу и как следствие изменением места ребенка в социуме.  В определенный момент ребенок переживает психологический дискомфорт, связанный с изменением места ребенка в социуме.
b. Для ребенка значимой становится новая общественная роль – роль школьника, поскольку учебная деятельность высоко ценится взрослыми.
c. Система ценностей ребенка меняется. Прежние ценности, связанные с игрой, уступают место учебе и, в особенности, школьным оценкам. 
d. В этом возрасте ребенок утрачивает непосредственность поведения, начинает по-другому мыслить. Ребенок в семь лет уже понимает и осознает собственные переживания, способен обобщить свои предпочтения.
e. Только теперь он может сам определить, что ему нравится, а что нет, не опираясь при этом на точку зрения взрослого.
Можно сказать, что ребенок испытывает потребность занять новую социальную позицию, и отсрочка этого перехода может спровоцировать кризис.
Признаки кризиса семи лет:
1. Манерничанье и кривляние.
2. Пауза.
3. Спор.
4. Непослушание.
5. Хитрость.
6. «Взрослое поведение».
7. Требовательность.
8. Потеря непосредственности.
Все описанные симптомы связаны с противопоставлением себя правилам, которые сформировали родители.
Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.
Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.
Главное новообразование:
формирование мира внутренних переживаний и стремление занять новую социальную позицию. Общественно-значимую, общественно-оцениваемую. Позиция – школьник.
Кризис 6 - 7 лет завершается переходом  к школьному обучению.
В чем особенность кризиса 6-7 лет?
1.   Это единственный кризис, когда изменение ССР происходит по предписанию Министерства Образования.
2.   При переходе к школьному обучению перед ребенком ставятся задачи, превышающие его возможности.

Как вести себя родителям?
Столкнувшись с негативным поведением ребенка, родители поначалу проявляют настойчивость, их слова становятся громче, требования – жестче.
На этом этапе взрослый ищет пути для установления взаимопонимания с ребенком.
Вот несколько советов как ускорить прохождение негативного этапа:
·       Следует понять, что негативные проявления кризиса семи лет – это попытка ребенка вести себя «как взрослый», то есть не так, как он вел себя, пока был «маленький».
·       Найдите баланс между самостоятельностью ребенка и сложившимися семейными традициями.
·       Помните, что ребенок нуждается в вашей реакции на его поведение. Одобряйте его самостоятельность, при этом ограничивайте рискованные инициативы ребенка.
·       Ни абсолютный контроль, ни полное попустительство не приведут к успеху!
·       Приучайте ребенка к осознанию ответственности: любое действие имеет свои последствия.
·       Если ребенок занят делом и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь!
·       Позвольте ребенку встретиться с негативными последствиями его поступков. Этим вы дадите ребенку шанс повзрослеть. Например, если ребенок не торопится к обеду, предложите ему самостоятельно подогреть суп, когда ребенок явится на кухню.

Даже если ваш ребенок в данный период времени невыносим, помните о том, что это ваш ребенок!
Никогда не лишайте его эмоциональной поддержки, даже если его поведение не вызывает у вас одобрения.
Помните, что взаимопонимание – это двусторонний процесс.
Не бойтесь делиться с ребенком своими трудностями.
Базовая потребность – уважение.
Новообразованием кризиса 7 лет является возникновение личного сознания и конкретной самооценки, комплексы готовности к школьному обучению:
1.  Коммуникативная готовность.
2.  Когнитивная готовность.
3.  Уровень эмоционального развития.
4.  Технологическая оснащённость. Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. 
5.  Личная готовность.
У дошкольника складываются основные структуры личности:
1.  Притязание личности
2.  Формирование Я - концепции.
3. Перспективы личности у ребёнка связаны с его образом взрослости.

4. Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий