Анкета для оценки
уровня школьной мотивации
учащихся начальных классов
Данная
анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения
уровня учебной мотивации учащихся.
В нее
включено 10 вопросов, отражающих
отношение детей к школе и обучению. Вопросы
анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех
вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий
о положительном отношении к школе и предпочтении
учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации,
оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной
мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением
наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют
всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают
неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную
тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20—24 балла —
хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно
справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также
изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от
жестких требований
и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает
больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще
ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя
учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких
детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В
рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но
не учебные ситуации.
4.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные
школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках
часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения
в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В
рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно
они связаны со школой, присутствуют в школе.
5.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие
дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью,
испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с
учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в
которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся
домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции,
отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и
правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического
здоровья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий