среда, 25 мая 2016 г.

6 правил подготовки к сдаче экзамена

Подготовка к Единому Государственному Экзамену – это очень серьёзный психологический стресс. Лёгкий стресс полезен: он даёт мотивацию, даёт силы действовать. Но сильный стресс оказывает разрушительное влияние.
Психологическое напряжение во время подготовки к экзамену – совершенно нормальное явление. Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда его знания подвергаются серьёзной проверке – это не только экзамены, но также собеседования, аттестационные комиссии и прочее. Не надо бояться этого стресса – с ним можно справиться. Мы дадим 6 простых рекомендаций, которые помогут вам получить максимум от подготовки к экзамену.

1. ЕГЭ – это не цель жизни.

Да, учителя, родители и многие другие наверняка не устают говорить, насколько важно сдать ЕГЭ на максимальный балл. Нет, мы не хотим сказать, что вы должны совершенно расслабиться и забыть о подготовке.

ЕГЭ – важное испытание. Но он не определит всю вашу дальнейшую жизнь. Многие успешные люди имеют непрофильное образование или учились в вузах с низким рейтингом, или вовсе не имеют высшего образования. Профильное образование в престижном вузе даст вам серьёзные преимущества, но оно не определит всю вашу будущую жизнь. Помните: ЕГЭ – это лишь один из этапов, одно из испытаний. Жизнь в любом случае предоставит ещё массу шансов преуспеть. Если уж на то пошло, куда более надёжным фактором для успеха служит реальное увлечение, любимое дело. В психологии есть закон Йеркса-Додсона. Он говорит о влиянии мотивации на успешность действия. Йеркс и Додсон в результате своих исследований пришли к выводу: мотивации бывает слишком много. Действие становится менее успешным, если мотивации было слишком мало – или слишком много. Существует некий оптимум мотивации, средний уровень, когда мы пониманием, что предстоящее нам дело важно, но в случае неудачи жизнь не закончится.

Старайтесь помнить об этом. Ваша жизнь не кончится, если вы получите по математике менее 95 баллов. Помните о важности ЕГЭ, но помните и о том, что само по себе образование в менее престижном вузе не помешает добиться успеха.

2. В здоровом теле – здоровый дух.

Нет, мы не собираемся призывать вас оставить всю подготовку к экзамену и записываться в качалку. Но есть банальные физиологические причины, снижающие наши способности к обучению: чрезмерное утомление, неправильное питание, нарушения сна.
Тренируя свой разум для сдачи экзамена, не забывайте и о бренной телесной оболочке. Без неё у вас ничего не получится. Спите столько, сколько вам нужно (в среднем люди спят по 8 часов в день, но вам может быть достаточно 7 или, напротив, может требоваться не менее 9 или даже 10). Питайтесь разнообразно и сбалансировано. Будет чудесно, если вы сможете также делать физические упражнения. Гуляйте на свежем воздухе.
Все эти простые вещи становятся очень важными, когда речь заходит о действительно серьёзной или напряжённой подготовке. Болезненное, ослабленное, уставшее тело очень существенно ослабляет мозг и уменьшает наши возможности к обучению.

3. И делу время, и потехе час.

Да-да, именно так звучала раньше известная пословица, и в этих словах содержится немало мудрости. Подготовка «на износ», работа без малейшего проблеска в виде развлечений и отдыха –самый верный путь к нервному срыву.
Позволяйте себе отдохнуть, расслабиться. Позволяйте себе делать то, что просто приносит вам удовольствие и никак не связано с учёбой. Это может быть просмотр фильмов, или чтение художественной литературы, или игра на компьютере (но не забывайте о признаках зависимости, или прогулки с друзьями.
Однако помните: необходимость в отдыхе не должна становиться на пути необходимости готовиться к экзамену. Старайтесь уделять занятиям не менее 8 часов в день. А остальное время посвящайте себе и своему отдыху.
Будет лучше, если вы сможете вставлять развлекательные паузы в определённые промежутки между занятиями – например, гулять по 30 минут через каждые полтора-два часа подготовки, или смотреть по 20 минут фильма через каждый час.

4. «Умное» повторение.

Механическое повторение материала далеко не всегда помогает запоминанию. Подходить к зубрёжке, особенно когда объём материала такой большой, надо с умом. Мы хотим предложить вам воспользоваться правилами запоминания, составленными Корсаковым. 
Метод повторения И.А. Корсакова:
  • Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, формулы, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
  • Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
    • 1-й день — 2 повторения;
    • 2-й день — 1 повторение;
    • 3-й день — без повторений;
    • 4-й день — 1 повторение;
    • 5-й день — без повторений;
    • 6-й день — без повторений;
    • 7-й день — 1 повторение.
  • Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

5. Мнемотехники – ключ к успеху.

Но даже «умные» повторения – не единственный способ подстегнуть свою память. Существуют специальные психологические техники, помогающие запоминанию – мнемотехники. Вот некоторые из них.
Метод ключевых слов.
Ключевое слово – это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их; если потом вспомнить их, то легко всплывёт и вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.
Для этого текст нужно разбить на смысловые разделы. В каждом из них надо выделить основные мысли; затем к каждой из мыслей привязать минимально необходимое количество ключевых слов.
Таким образом, у вас в голове формируется некоторый скелет текста, содержание и форму которого легко можно восстановить, вспоминая ключевые слова.

Зрительный метод.
Здесь вам предстоит задействовать воображение. Когда вы заучиваете какой-либо материал или факт, попробуйте представить его зрительно. Закройте глаза, расслабьтесь; подумайте о том, что хотите заучить. Представьте себе этот материал. Представьте, как вы мысленно вращаете его в пространстве, оглядываете его с разных сторон. Попробуйте раскрасить его в разные цвета. Попробуйте представить себе эти числа или слова, например, написанными на стене или выложенными в виде фрески.

Метод ассоциаций.
Этот метод чем-то похож на зрительный.
Ассоциации – это случайные идеи, образы или ощущения, которые связываются с теми или иными объектами или мыслями. Ассоциации, повторимся, у каждого из нас индивидуальны. Нередко их формирование не поддаётся логическому осмыслению: к примеру, князь Андрей из «Войны и мира» вполне может ассоциироваться с синей уткой в галстуке. Но могут они быть и вполне логичными: например, оппозиции «тень-свет», или сходства «исход-отправка».
Если тот или иной материал совсем не даются вам, попробуйте расслабиться и понять, какие ассоциации у вас вызывают те или иные слова или идеи. Попробуйте «оживить» эти ассоциации – например, мысленно расположить их в определённом порядке. Попробуйте сделать с ними то же, что и с информацией в зрительном методе.
6. Никаких неприятных сюрпризов.
Отдельный источник стресса – непосредственно сдача экзамена. Обыск при входе, жёсткий контроль, сильные ограничения по времени… Всё это может выбить из колеи даже отличника.
Мы настоятельно рекомендуем внимательно изучить правила и процедуру сдачи экзамена. Уделите время и правилам заполнения бланков: очень часто после сдачи экзамена школьники жалуются, что совершили какие-либо ошибки исключительно из-за неверно заполненных бланков. Хорошо поможет и сдача пробных экзаменов.
Чем меньше неприятных неожиданностей вас ожидает, тем проще пройдёт процедура сдачи.


Мы хотим пожелать вам удачи в сдаче экзаменов и успеха в поступлении!

Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии», педагог-психолог Гвильдис Светлана

Комментариев нет:

Отправить комментарий