суббота, 28 мая 2016 г.

Если Ваш ребенок импульсивный ...

Импульсивность
Можно помочь детям научиться принимать более безопасные и мудрые решения, показав им, что нужно остановиться и подумать над выбором и возможными последствиями, прежде чем действовать.
Превратившееся в привычку неумение ждать может привести к затяжным отрицательным последствиям.
В 1960 году Уолтер Мишел, психолог из Стэнфордского университета, провёл ставший известным "зефирный" тест. Мишел спрашивал группу четырёхлетних детей, хотят ли они получить один зефир сейчас же или могут несколько минут подождать, пока он вернётся, и получить по два зефира? Коллеги Мишела, наблюдавшие этих детей до окончания школы, обнаружили, что дети, сумевшие в возрасте четырёх лет подождать, во взрослой жизни проявляют больше социальной компетенции. Они стали более зрелыми, умеющими отстоять свои права и способными справляться с жизненными неприятностями. У трети детей, ожидавших дольше всех, отмечались гораздо более высокие результаты при выполнении Теста школьных способностей — в среднем больше на 200 баллов по суммарным показателям вербальной и математической шкал по сравнению с подростками, которые в возрасте четырёх лет не могли подождать.
Эти результаты однозначно говорят о том, насколько важно помочь детям развить способность справляться с импульсивностью. А учитывая спектр проблем, с которыми сталкиваются наши дети, развитие такой способности даже может спасти им жизнь.
ТРИ ШАГА К СНИЖЕНИЮ СТЕПЕНИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ
Шаг 1. Остановись и замри, прежде чем действовать
Первый этап помощи ребёнку в обучении сдерживать свои порывы— самый важный: вы должны помочь ему научиться останавливаться, прежде чем действовать. Доля секунды, на которую ребёнок замирает и ничего не предпринимает по велению импульса, может иметь решающее значение, особенно в стрессовой или потенциально опасной ситуации. Многим детям, особенно младшего возраста и более импульсивным, нелегко научиться останавливаться. Поначалу вам придётся сдерживать ребёнка физически, нежно и твёрдо положа руки ему на плечи, со словами: "Остановись и замри". Поступайте так по мере необходимости до тех пор, пока ребёнок сам не научится останавливаться и замирать.
Можно также помочь ребёнку развить навык, напоминающий о том, что нужно замереть, — например, представить знак "Стоп" или красный свет перед глазами либо просто мысленно сказать себе: "Остановись и замри".
Шаг 2. Подумай о возможных последствиях неправильного выбора
Второй шаг в помощи ребёнку научиться контролировать порывы — это заставить его подумать о самой ситуации и возможных последствиях неверного выбора. Легче всего добиться этого, научив ребёнка быстро осмотреться, понять, что происходит, а затем задать себе такие вопросы: Это правильно или неправильно? Это хорошая мысль? Может ли кто-то пострадать? Это безопасно? Могу ли я попасть в беду? Даже очень маленькие дети могут этому научиться. Поначалу ребёнку нужна будет ваша помощь, чтобы вы напоминали ему эти вопросы, поэтому на первых порах почаще задавайте их. Ребёнок, слыша, как вы снова и снова задаёте ему один или два вопроса, постепенно начнёт задавать их себе сам без побуждения с вашей стороны. Вот четыре стратегии, которые помогут научить ребёнка продумывать вероятные последствия.
• Предложите ребёнку представить, что он предсказатель, способный заглядывать в будущее. Затем спросите: "Ты видишь, что может случиться, если ты сделаешь это?"
• Научите ребёнка спрашивать себя: "Сейчас я сделаю это, но буду ли я нормально относиться к этому завтра?" Если ответ отрицательный, делать этого не следует.
• Научите ребёнка одному важному правилу принятия решений: "Если ты не уверен, не делай". Когда ребёнок чувствует, что позже он может пожалеть о принятом решении, он должен отказаться от него.
• Посоветуйте ребёнку старшего возраста прислушиваться к внутреннему голосу: "Если ты чувствуешь, что это неправильно, небезопасно или ты можешь попасть в беду, вероятно, так оно и будет. Поступай, как подсказывают тебе инстинкты. Обычно они не подводят".

Шаг 3. Научите ребёнка поступать правильно
Этот последний шаг помогает ребёнку понять, что в конечном итоге только он сам отвечает за свои поступки. Ответственные дети не только думают, прежде чем что-либо предпринять, но и спокойно принимают все возможные последствия — без оправданий, обвинений и пространных рационализации[9], даже если в результате возникла небезопасная или глупая ситуация. Дело в том, что каждый ребёнок иногда принимает неверное решение; это часть жизни. Если ваш ребёнок принял неразумное решение, используйте это, чтобы помочь ему обдумать, что было сделано неверно, чтобы в следующий раз сделать правильный выбор. Вот несколько вопросов, которые помогут ребёнку понять, что произошло в результате принятия импульсивного решения.
"Чего ты ожидал? И что в результате произошло?" "В какой момент, по-твоему, все могло развернуться в правильном направлении?"
"Ты думал о том, чтобы отказаться? Что заставило тебя продолжать?" "Что ты сделал бы в следующий раз, чтобы подобное не повторилось?"
1. Способен ли ваш ребёнок контролировать свои порывы? Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь у врача. Даже если у ребёнка не все в порядке с вниманием, он все равно должен научиться контролировать свои порывы, чтобы не зависеть от лекарственных препаратов.
2. Выберите одну из техник замирания, чтобы обучить ей ребёнка. 3. Ваша задача — не читать ребёнку нотации, а направить его, чтобы он понял, в какой момент его действия приняли неверное направление, и помочь ему подумать о том, что можно было сделать иначе.
5. Показав ребёнку, как контролировать порывы, вы должны помогать ему упражняться в этом, повторяя снова и снова до тех пор, пока эта способность не станет его второй натурой. Включите такие тренировки в распорядок дня и тренируйтесь до тех пор, пока ребёнок не научится делать это без вас.


С уважением, педагог - психолог Гвильдис Светлана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий